Челябинску - 275 лет
Главная         Список  
Статьи » Публикации сотрудников ЦИКНЧ » Статьи В.С. Боже
У истоков Челябинской епархии. Епископ Дионисий (Прозоровский)

  Боже В.С. У истоков Челябинской епархии. Епископ Дионисий (Прозоровский) // Южный Урал в судьбе России (к 70-летию Челябинской области): Материалы научно-практической конференции. – Челябинск, 2003. – С. – 154-159.



епископ Дионисий (Прозоровский)

  Развитие Челябинска как православного центра территории началось с XVIII столетия, когда здесь разместился центр Челябинского заказа, протопоп которого, по свидетельству академика И.Г.Гмелина, держал ”в подчинении священников остальных крепостей”. Челябинские духовное правление (1750-1861), духовно-учебный округ, викариатство – стали следующими шагами в административно-церковной судьбе Челябинска, приведшей его к роли епархиального центра.
    Впервые официально вопрос о создании самостоятельной Челябинской епархии был поставлен на Первом свободном съезде духовенства и мирян Челябинского викариатства, прошедшем в апреле-мае 1917 г., и собравшем около 400 депутатов из Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского уездов. Выступавший на нём викарный епископ Челябинский Серафим (Александров) предложил реорганизовать епархиальное управление в стране таким образом, ”чтобы в каждом уездном городе был свой епископ, но не викарный”1. Съезд согласился с ним, сделав прибавление относительно того, что содержание такого епископа должно было быть уменьшено за счет замены консистории епископским советов, в состав которого должны были войти выборные от клира и мирян. Троицкий протоиерей И.А.Ильин предложил “не медля учредить кафедру епископа в Челябинске”. Депутатами съезда была избрана специальная комиссия по 3 человека от уезда для прояснения вопроса о материальном содержании подобной кафедры. На вечернем заседании 2 мая 1917 г. были избраны и члены епархиального епископского совета. В него вошли священники К.П.Прокопьев, В.Я.Русанов, протодиакон А.В.Архипов, диакон Унгвицкий и от мирян Дамочкин2. Еще 3 членов совета должны были избрать прихожане челябинских городских церквей. Таким образом, работа по созданию самостоятельной Челябинской епископской кафедры началась в мае 1917 года. Оренбургское духовенство попыталось приостановить этот процесс, приняв, пользуясь своим численным перевесом, в июне 1917 г., на епархиальном съезде духовенства решение телеграфно довести до сведения Синода “о приостановлении ходатайства Челябинского викариатского съезда об образовании самостоятельной Челябинской епархии”3. Если бы подобное решение было принято до революции, оно, безусловно, заблокировало бы
    на время реализацию инициативы челябинцев. В условиях же, крушения старой государственной системы, когда никто не хотел славы ретрограда и консерватора, сам оренбургский архиерей Мефодий (Герасимов), на всякий случай, передал обращение челябинского викариатского съезда на рассмотрение Поместного Собора РПЦ, собравшегося в Москве. Более того, при этом он признал, что разделение Оренбургской епархии из-за её размеров даже желательно, однако, имея в виду обстановку в стране, следовало бы вопрос о создании самостоятельной Челябинской епархии перенести на более подходящее, спокойное время.. Кроме епископа Мефодия, на Поместном Соборе присутствовал и епископ Челябинский Серафим (Александров), который, конечно же, не был согласен в этом вопросе со своим епархиальным архиереем. Уже в октябре 1917 г. в “Оренбургском церковно-общественном вестнике” сообщалось о том, что “епископ Серафим Челябинский, управляющий Екатеринбургской епархией возбудил вопрос в Священном Синоде и на Поместном Московском соборе об образовании в Оренбургской губернии новой самостоятельной епархии, к которой должен отойти Челябинский, Троицкий и частью Верхнеуральский уезды”4. При этом, никаких сведений о противодействии этому епископа Мефодия не сообщалось. В конце 1917 г. Преосвященный Мефодий возвращается в Оренбург, и 20 декабря делает доклад о деяниях Всероссийского Поместного Собора. В нём он информирует оренбургское духовенство о ходе Собора, тепло отзывается о Патриархе Тихоне, рассказывает об удачном выступлении делегата от Оренбургской епархии Д.А.Несмеянова в отделе о приходе, и… ничего не говорит о деятельности епископа Серафима по созданию новой епархии.
    Позиция епископа Мефодия в корне меняется в марте 1918 г., когда, до него доходят сведения о том, что вопрос об образовании самостоятельной Челябинской епархии Собором принципиально решен. 18(31) марта 1918 г. “Оренбургский церковно-общественный вестник” публикует обращение епархиального епископа к благочинным и благочинническим советам Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского уездов. В нем говорится: ”Мною получено сообщение, что Соборный Отдел, в виду доклада Комиссии под председательством Серафима, епископа Челябинского, постановил преобразовать Челябинское викариатство в самостоятельную епархию из уездов Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского.
    Между тем, Епархиальный съезд духовенства и мирян 1917 года, обсуждая вопрос об отделении Челябинского викариатства в самостоятельную епархию высказался вообще против такого разделения Оренбургской епархии, причем представители Верхнеуральского уезда положительно протестовали против присоединения их к Челябинской епархии. Для освещения настоящего вопроса и представления нужного по нему материала во Всероссийский Священный Собор - предлагаю о.о.(отцам-В.Б.) благочинным и благочинническим советам по возможности в самом непродолжительном времени сообщить мне: были ли по сему предмету постановления благочиннических советов и округов, и если были, то как был решен вопрос, в смысле ли образования самостоятельной Челябинской епархии и из каких уездов Оренбургской епархии, или полусамостоятельной епископии”. Смысл предпринимавшихся епископом действий вполне ясен. Встав перед фактом образования самостоятельной Челябинской епархии, и определив для себя его нежелательность, он пытается выяснить, нет ли каких-либо формальных зацепок, несоблюденных епископом Серафимом и его сторонниками, чтобы весомо опротестовать решение Собора. В результате предпринятого епископом Мефодием опроса выяснилось, что епископ Серафим запрашивал благочиннические советы относительно организации церковного управления. На основании полученных ответов Челябинский епископский совет ходатайствовал “о преобразовании Челябинского викариатства в полусамостоятельную епископию”, однако епископ Мефодий отложил решение этого вопроса до лучших времен. Получив письмо из Москвы от участника Собора Д.А.Несмеянова, он убедился в том, что епископ Серафим, ведет с ним двойную игру. Следствием чего стал, подготовленный им доклад Поместному Собору, в котором он отказывается от данного им ранее отзыва ”о желательности разделения Оренбургской епархии” и пишет:. “В решении вопроса о самостоятельности Челябинской епархии заинтересовано не только Челябинское викариатство, но и вся Оренбургская епархия, и решение этого исключительной важности вопроса помимо всей епархии, повлечет за собой тягостные осложнения, грозящие внести смуту и расстройство в жизнь епархии”5. В докладе епископ Мефодий прямо обвинил епископа Серафима в корыстном интересе в решении вопроса о выделении Челябинской епархии из Оренбургской, указывая: ”Не избегнет и Преосвященный Серафим укоризны, что он был лично заинтересован в этом вопросе”. Между тем, следует сразу же оговориться, что выраженная епископом Мефодием мысль, сводящая вопрос об образовании самостоятельной Челябинской епархии к тщеславному желанию епископа Серафима стать епархиальным архиереем, на наш взгляд, не выдерживает никакой критики. Перед епископом Серафимом не стояла проблема карьеры. Еще до убытия на Поместный Собор он временно управлял Екатеринбургской епархией. Газеты же на перебой называли епархиальные кафедры, на которые предположительно было намечено перемещение челябинского викария. К тому времени, когда в Оренбурге был опубликован доклад епископа Мефодия (10 апреля 1918 г.), епископ Серафим был уже с 1 апреля 1918 г. на другой епархиальной кафедре. Идея самостоятельной Челябинской епархии брала свои истоки не из личных амбициозных планов епископа Челябинского, а из неудовлетворенности духовенства Челябинского духовно-училищного округа расходованием епархиальных средств и чрезмерной концентрации церковной власти в Оренбурге6.
    Доклад, подготовленный епископом Мефодием, и направленный им Поместному Собору, не повлиял на решение вопроса об образовании самостоятельной Челябинской епархии. Вопрос об учреждении Челябинской епархии и других новых епархий и викариатств 8 августа 1918 г рассматривал Поместный Собор, 11 августа - архиерейское совещание, а 3 сентября (по новому стилю) последовало постановление об открытии новых епархий, в том числе Челябинской и Троицкой7. На вновь учрежденную самостоятельную кафедру вскоре был назначен и первый архиерей – Гавриил (Чепур), произошло это не поздее октября 1918 года (См.: Материалы по истории русской иерархии: Статьи и документы. М.2002. С.177). Однако, добраться до места назначения ему не удалось. В связи с гражданской войной, полыхавшей на территории всей страны, он оказался на территории, контролируемой белой армией на юге страны, с ней же ушел и в эмиграцию в Югославию, где носил на протяжении всей оставшейся жизни титул епископа, а затем архиепископа Челябинского и Троицкого. На Южном Урале ситуация также резко изменилась. Выступление чехословацкого корпуса и падение Советской власти, затруднили контакты местных епархиальных властей со Священным Синодом и Патриархом. В связи с чем, информация о решениях, принимаемых верховной церковной властью поступала сюда в очень дозированном и случайном виде. В то же время здесь получили дальнейшее развитие центробежные силы, направленные на разрушение Оренбургской епархии.
    В июне 1918 г. епископ Кустанайский, викарий Оренбургской епархии Дионисий (Прозоровский) поставил перед архиепископом Мефодием вопрос о своём перемещении в тот город, именем которого называется занимаемая им кафедра, ссылаясь при этом на соответствующее решение Поместного Собора. Оренбургский архиерей вновь не возражал. И ответ последовал очень скоро. Кустанайское духовенство и миряне поставили перед епархиальным собранием, проходившим в сентябре 1918 г., равно как и челябинцы, вопрос об образовании самостоятельной епархии. В случае выделения Челябинской и Кустанайской епархий из состава Оренбургской, последняя оставалась в границах двух уездов - Оренбургского и Орского. На это архиепископ Мефодий идти не хотел. Поэтому в своей резолюции относительно вопроса о выходе Челябинского и Кустанайского викариатств из состава Оренбургской епархии, вынужденно согласился с выделением Челябинского викариатства в самостоятельную епископию с упрощенным управлением (о чём у него, по всей видимости, уже были определенные договоренности с Москвой), и категорически отказал кустанайцам, своим решением закрыв Кустанайское викариатство. Епархиальное собрание 16(3) сентября 1918 г. постановило передать окончательное решение этого вопроса высшей церковной власти8.
    Решение же о самостоятельной Челябинской епархии в Москве, как мы указывали выше, было принято 3 сентября 1918 г. В связи с чем, на наш взгляд, нет оснований отвергать факт возникновения самостоятельной Челябинской епархии в сентябре 1918 г., на что указывает в одной из публикаций М.И.Сляднев9. Из написанного им явствует, что того, что Патриарх и Синод приняли решение о создании епархии и назначили на новую кафедру епископа, еще мало, и чтобы говорить о том, что епархия действительно основана, надо, чтобы этот епископ приехал на место службы и вступил в свои права. Мы не будем с этим спорить, в идеале так оно и должно быть. Но, что делать, если в связи с гражданской войной епископ не может добраться до указанной кафедры, а высшее церковное управление не имеет сведений об этом? Возникает пауза, которая когда-нибудь кончается, и вместо одного епископа назначается другой, который и реализует ранее принятое решение о создании новой епархии. Вполне понятно, что нового документа о создании епархии при этом никто не принимает. Так произошло и в случае с Челябинской епархией. Формально она была создана в сентябре 1918 года, а епархиальный епископ в Челябинске оказался лишь год спустя. При этом, в течение этого года, система управления приходами края была совсем не такой, какой она сложилась до революции и виной тому была всё та же гражданская война.
    Архиепископ Мефодий 21 сентября 1918 г., возложив временное исполнение обязанностей управляющего Оренбургской епархией на епископа Кустанайского Дионисия, отправляется в поездку по Орскому, Верхнеуральскому и Челябинскому уездам, а затем в ноябре того же года убывает в Томск на совещание сибирских и приуральских епископов, сформировавших ВВЦУ во главе с архиепископом Сильвестром Ольшевским. Возвращаться не спешит. В декабре 1918 находится в Челябинске, где ведет архиерейские службы в храмах города. С захватом Красной армией Оренбурга, в Челябинске же в феврале 1919 г., собрав собрание местного духовенства, формирует Временный епархиальный совет и управляет приходами той части бывшей Оренбургской епархии, которая находится на территории, занятой белыми, на территории же занятой красными, в Оренбурге, продолжает исполнять обязанности управляющего епархией Дионисий (Прозоровский). При этом, архиепископ Мефодий продолжает носить титул оренбургского архиерея (архиепископ Оренбургский и Тургайский), что понятно (другого ему никто не давал), и управлять территорией вновь образованной Челябинской епархии, во главе которой формально значился епископ Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур), находившийся за тысячи километров от Челябинска. С отступлением белой армии на восток страны, архиепископ Мефодий убыл из Челябинска, где находился не менее полугода, и оказался в конечном итоге в Китае.
    Епископ Кустанайский Дионисий (Прозоровский) 30 сентября 1919 г. получил новое назначение и стал епископом Челябинским и Троицким, первым епархиальным челябинским архиереем, оказавшимся в крае, а потому подробнее остановимся на его судьбе.
    Дмитрий Дмитриевич Прозоровский родился в 1871 году в Самарской губернии. В 1891 г. окончил Самарскую духовную семинарию, был псаломщиком, в 1892 рукоположен в священники. В 1894 г. поступил в Санкт-Петербургскую академию, где в 1898 г. принял монашество. В том же году выпущен из академии со званием кандидата богословия, Служил в духовно-учебном ведомстве – преподаватель Рижской духовной семинарии (1898-1900), инспектор, а с 1901 г. в сане архимандрита - ректор Благовещенской Духовной семинарии (1900-1904). В 1904 назначен настоятелем Иоанно-Предтеченского монастыря в Астрахани, эту должность исправлял до 1910 г. В 1910-12 гг. служил смотрителем Архангельского духовного училища. 6 августа 1912 г. был хиротонисан в епископа Петровского, второго викария Саратовской епархии.23 декабря 1916 года Указом Священного Синода №16428 был перемещен на Кустанайскую кафедру10. Прибыл в Оренбург, где размещалась эта кафедра 4 января 1917 г. Пережил здесь все события, связанные с революцией и гражданской войной. Возглавил движение духовенства Тургайской области, направленное на образование самостоятельной Кустанайской епархии, вызвавшее резкую отповедь и противодействие архиепископа Оренбургского и Тургайского Мефодия (Герасимова), считавшего, что выделение Кустанайской епархии (насчитывавшей около 100 довольно бедных “переселенческих” приходов), и закрывшего своей властью Кустанайское викариатство. В связи с отъездом из Оренбурга архиепископа Мефодия, С 21 сентября 1918 по 30 сентября 1919 г. временно исполнял обязанности управляющего Оренбургской епархией. После чего был назначен на Челябинскую и Троицкую кафедру. О том, что он прибыл в город и выполнял обычную для архиереев работу говорит иерейская грамота, выданная им в январе 1920 г.в Челябинске П.М.Моторину11. В январе 1921 г. он был подвергнут обыску. Следствием чего стало изъятие у него воззвания, относящегося к периоду подготовки Всероссийского Поместного Собора и письма к нему Патриарха Тихона от 4(17) февраля 1919 г. по поводу необходимости сохранения святых мощей12. В Челябинске епископ Дионисий встретил суровые испытания - голод 1921-22 гг. и раскол РПЦ. Он не признал обновленческого ВЦУ и заявил буквально следующее: “Я в свою очередь всех восставших против иерархии и требующих обновления церкви, считаю отпавшими от православной церкви”13. ВЦУ, захватившее власть в РПЦ, попыталось было отстранить его от управления епархией, но он был поддержан значительной частью местного духовенства (Холмогорцев, Львов и др.), в результате чего в Челябинской губернии, как и в других областях страны, произошел раскол и стали существовать епархиальные управления различных течений в РПЦ – “тихоновское”, обновленческое и др. Епископ Дионисий возглавлял общины “тихоновской ориентации”. В январе 1922 г. он совершил объезд своей епархии. Посвящал в сан, в Ялан-Катайске собрал 40 пудов хлеба на строительство новой церкви. Чекисты, бдительно наблюдавшие за состоянием конфессий в губернии, с сводке за 16-31 января 1922 г. отметили "попы поднимают голову”, увидев причину этого в поездке епископа Дионисия по губернии14. Весной 1922 года в Челябинской губернии, как и по всей стране, было проведено изъятие церковных ценностей. Епископ Дионисий занял в отношении её лояльную позицию. Однако, на него обрушился шквал критических публикаций в периодической печати, где содержались намеки, на необходимость перевода Преосвященного в другую епархию. В мае 1922 г. он был арестован и отправлен в Москву. Весной 1923 г. его доставили в Челябинск, где он стал главным фигурантом в очередном процессе против православного духовенства. Его заклеймили как “отъявленного черносотенца”, ярого врага советской власти, и, не приведя сколько-нибудь серьезной доказательной базы, приговорили к расстрелу, показав тем самым всю серьезность своих намерений. После чего, судьи смилостивились, и, учитывая давность части совершенных преступлений, приговорили его, учитывая уже отсиженное, к 7 годам 3 месяцам и 14 дням тюрьмы со строгой изоляцией15. Таким образом, епископ Дионисий (Прозоровский) пробыл на Челябинской кафедре чуть более 2 лет. Дальнейшая его судьба, по имеющимся в литературе, сведениям сложилась следующим образом. Выпущен из тюрьмы был досрочно. Занимал Троицкую кафедру (1925-26). Затем в сане архиепископа занимал Оренбургскую (1926-28), Феодосийскую (1928-30), Иркутскую (1930-33), Минусинскую (1933-34),Уфимскую (1934-36), Ростовскую-на-Дону (1936-37) кафедры. После чего следы его теряются.
    Заключая выступление, хочется еще раз подчеркнуть основной его вывод. Генезис Челябинской епархии, можно датировать 1917- 1919 гг. В 1917 г. местное православное духовенство во главе с епископом Челябинским Серафимом (Александровым) впервые поставило задачу создания самостоятельной Челябинской епархии. В сентябре 1918 года Патриарх и Св. Синод официально ее учредили. С прибытием же в Челябинск осенью 1919 г. епископа Челябинского и Троицкого Дионисия (Прозоровского) она стала существовать реально.

   ПРИМЕЧАНИЯ.
    1.) Оренбургский церковно-общественный вестник.1917. 18 мая.
    2.) Там же. 1917.1 июня.
    3.) Там же.1917.15 июля.
    4.) Там же. 1917. 29 октября.
    5.) Там же.1918.10 апреля (28 марта).
    6.) Об этом см.: Очерк церковно-религиозной жизни Челябинска начала двадцатого века / В.С.Боже // Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Челябинск.1996. Вып.1. С.43.
    7.) См.: Здравомыслов К.Я. Биографический словарь иерархов русской православной церкви с введения на Руси христианства до 1918 года / А.А. Бовкало // Христианское чтение. 1998 № 16.С.134. В ответ на наш запрос, Александр Александрович Бовкало (Санкт-Петербург) прислал более подробные сведения об образовании самостоятельной Челябинской епархии. В соответствии с ними, ”8 августа вопрос об учреждении новых епархий и викариатств рассматривал Поместный Собор, а 11 августа - архиерейское совещание…3 сентября (нового стиля) последовало постановление об открытии новых епархий (…) Челябинской и Троицкой…” (РГИА.Ф.831.Оп.1.Д.20.Л.108 -108 об). Эти материалы опубликованы: Бовкало А.А. Постановление 1919 года об увеличении числа епископов // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Материалы 1992-1996. М.1996. С. 339-341.
    8.) Оренбургский церковно-общественный вестник.1918. 9 (22) сентября.
    9.) Сляднев М.И. Когда оно было начало // Южноуральская панорама (Челябинск).2003.7 августа.
    10.)Оренбургские епархиальные ведомости. 1917. №1-2. С.1
    11.) ОГАЧО.Ф.Р-752.Оп.1.Д.136.Л.1
    12.) ОГАЧО.Ф.77.Оп.1.Д.344.Л.10.
    13.) ОГАЧО.Ф.77. Оп.1. Д.499. Л.83.
    14.) ОГАЧО. Ф.77.Оп.1.Д.504.Л.42.
    15.) Подробнее об этом см.: Материалы к истории церковно-религиозной жизни Челябинска (1917-1937 гг.) / В.С.Боже // Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Челябинск.1998. С.126-129.

Дополнительно по данной категории

18.11.2010 - Митрополит Серафим (Александров): страницы биографии
18.11.2010 - Митрополит Мефодий (Герасимов): челябинские страницы биографии
18.11.2010 - Публикации В.С. Боже
Нет содержания для этого блока!

Издания Центра историко-культурного наследия г. Челябинска

Материалы к истории Челябинска :: Города Урала в контексте русской культуры :: Жатва смерти: Голод в Челябинской губернии в 1921-1922 гг. :: Краеведы и краеведческие организации Челябинска (до 1941 г.): Справочное пособие. :: Челябинская старина: Сборник статей и материалов по истории Челябинска раннего периода (30-е гг. ХVIII в. – сер. ХIХ в.) :: Исторические чтения. Вып.2. (Материалы научных конференций "Неизвестный Челябинск" и "Религия и церковь на Урале"). :: Дореволюционный Челябинск: страницы истории :: Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып.1. :: Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собрание текстов :: Исторические чтения. Вып.3. (Материалы конференции "История Челябинска: проблемы источниковедения и историографии") ::Опера в Челябинске: аннотированный биографический указатель :: Летописцы земли уральской: Материалы к истории челябинского краеведения ::Исторические чтения. Вып.4. :: Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып.2. ::  От Парижа до Берлина по карте Челябинской области: Топонимический словарь. :: "Нет, весь я не умру…": Памятные пушкинские даты в Челябинске :: И небывалое бывало: Необычайные природные явления Челябинска и его окрестностей :: Исторические чтения. Вып.5. (Материалы научной конференции "Культура Челябинска: поиски и находки" :: Челябинские хроники. 1899-1924 :: Монументальные образы Челябинска: Альбом :: Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып. 3.  :: Среди природы. Рассказы натуралиста: Сборник очерков о природе Челябинской области :: Епископы Челябинские, викарии Оренбургской епархии (1908-1918) :: Фонтаны города Челябинска. Фотоальбом :: Исторические чтения. Вып.6 (Материалы научной конференции «Имена уходящего века») :: Исторические чтения. Вып.7-8 (Материалы научных конференций «Христианство на Урале», «Вдали от столиц: страницы городского быта», «Краеведение, как явление культуры» :: Исторические чтения. Вып. 9 (Материалы научной конференции «Неизвестная война: малоизученные страницы Великой Отечественной» :: Школьный мир дореволюционного Челябинска. Том 1: Краткий исторический очерк.  :: Школьный мир дореволюционного Челябинска. Том 2: Справочные материалы :: Исторические чтения. Вып.10. (Материалы научной конференции «Культура Урала. XX век», посвящ. 90-летию со дня образования в Челябинске Комитета по организации разумных развлечений :: Челябинск. Скульптура в городе. Комплект из 20 фотооткрыток :: И.С.Егурная. Природные феномены Челябинска :: Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып. 4. :: Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собрание текстов :: Городской голова доктор Бейвель

Новое

Чернавский Н.М. (1872-1940)

От автора

Предисловие

Летописцы земли Уральской: Материалы к истории челябинского краеведения

Центральные и региональные периодические издания по вопросам краеведения, выходившие до 1941 года

Центральные и региональные краеведческие конференции, прошедшие до 1941 года

Краеведческая жизнь Челябинска (до 1941 года) в газетных и журнальных публикациях

Издано в Челябинске

"Челябинский краевед"

Краеведческие организации

Краеведы и музейные работники Челябинска

Краеведческие общества

Краткий очерк развития краеведения в г. Челябинске (до 1941 г.)

От автора

Краеведы и краеведческие организации Челябинска (до 1941 г.). Справочное пособие.

Гастрольная афиша Челябинска 1941-1945 гг.

Неизвестная война: Малоизученные страницы Великой Отечественной

Список сокращений

Использованные источники и литература

Челябинское викариатство: основные исторические вехи (хроника)